Последнему герою кукушка накуковала 28...

Произведение "Последнему герою кукушка накуковала 28...". Автор Бородин Сергей
Последнему герою кукушка накуковала 28...

Семейная газета г. Днепропетровск 17.08.2000 г.

Сергей БОРОДИН (serg_borodin@ua.fm)

Кажется, это было ещё вчера. Он выходил на сцену со своей белой спутницей-гитарой и пел под многотысячное скандирование поклонников. Выходил, как всегда, в чёрном. Сдержан в движениях и скуп в улыбке. Записывал пластинки. Снимался в кино. Ловил рыбу, когда отдыхал. Но отдыхал он мало. И вдруг...

15 августа 1990 года сердца миллионов одновременно сжались от боли. Ведущий программы новостей сообщил страшную новость: "Сегодня днём под Ригой в автомобильной катастрофе погиб лидер группы "Кино" Виктор Цой. Это произошло..." Но дальше диктора уже мало кто слышал - кто-то заплакал, кто-то задумался, некоторые просто не поверили. Последних было большинство.

О себе Цой заявил в начале восьмидесятых годов. Кому-то нравился и он, и его песни, кому-то - нет, но бесспорно одно: в то время как родители напропалую ругали его, дети не переставали восхищаться кумиром. И никакие доводы, мол, нет рифмы, нет музыки - не находили у них отклика. Цой говорил от имени своего поколения, поэтому поклонники не желали слышать самых справедливых, эрудированных, порой очень хлестких выпадов в его адрес от музыкальных критиков, журналистов. Может, и не особо привлекательным показался тогда профессиональный дебют - с запахом чердаков и подворотен, но Цой и не пытался выдавать себя за кого-либо другого. Предпочитал оставаться таким, какой есть. Он в отличие от тех, кому не нравился, нашёл в себе такие слова:

"Перемен требуют наши сердца...

Мы ждём перемен..."

Было бы легче всего объявить погибшего пророком, сославшись на вышеприведённые строки, но речь шла тогда об обыкновенных школьных переменах.

Ему было 28 лет, почти 10 из них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино. Стремительный взлёт от кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников. Как это удалось обыкновенному питерскому парню?

Итак, 21 июня 1962 года в семье студента Ленинградского технического института Роберта Максимовича Цой и преподавательницы биологии и физкультуры в средней школе Валентины Васильевны Лебедевой родился сын Виктор.

В 1969 году он поступил в школу, в которой поначалу учился неплохо, а потом так - посредственно. Наверное, неинтересно было. Вот художественное дарование в нём обнаружилось рано - ещё совсем маленьким он неплохо рисовал, поэтому родители с четвёртого класса определили Витю в художественную школу. Отец надеялся, что он пойдёт именно по этой линии - раз есть талант, а он вдруг увлёкся музыкой. Собственно, бренчать на гитаре отец научил Витю уже тогда, и он пробовал себя как музыкант в группе "Палата № 6", созданной в той же художественной школе.

После окончания средней школы в 1977 году Витя поступил в Серовское художественное училище, из которого через полтора года исключается за неуспеваемость и прогулы. На этом его образование не закончилось - Витя поступил в вечернюю школу, недели три проработал штамповщиком на заводе, и в 1980 году поступил в Ленинградское СПТУ № 61 (ныне художественно-реставрационный лицей) на специальность резчика по дереву.

Следующий год, и вот уже Цой вместе с А. Рыбиным (экс-Пилигримм") и О. Валинским создают группу "Гарин и гиперболоиды". 1982 год оказывается для будущего кумира основополагающим. В этом году Виктор оканчивает училище и получает распределение на реставрацию Екатерининского дворца. Одновременно с этим он успевает жениться на Марианне, которая в 1985-ом родила ему сына Сашу, поменять название группы на "Кино", вступить в Ленинградский рок-клуб и познакомиться с Борисом Гребенщиковым. Именно он был первым, кто увидел в нём Божью искру и помог Виктору записать его первый магнитоальбом "45". Он не имел шумного успеха, равно как и альбом без названия, записанный до встречи с БГ и впоследствии вышедший под названием "Неизвестные песни Виктора Цоя", но что-то было в его непричёсанных песнях, не тронутых текстовыми и музыкальными штампами. Это "что-то" означало собственный, хотя и не ровный почерк молодого автора.

"Кино" едет в Москву и с успехом даёт первые акустические концерты. В течение последующих четырёх лет Цой со своей группой много и упорно работает. Вместе с Юрием Каспаряном он записывает демо-фонограмму, впоследствии получившую название "46". В 1984 году в студии А. Тропилло вместе с музыкантами "Аквариума" записывается очередной альбом группы "Начальник Камчатки". Оформляется второй, неизменный до конца состав "Кино": Цой, Каспарян, Титов, Гурьянов. У ребят вырабатывается свой собственный стиль, своя манера исполнения. В этот период "Кино" работает над двумя альбомами - "Ночь" и "Это не любовь". Последний выходит в свет, а в начале 86-го - и "Ночь", ставший олицетворением философии молодого поколения, мысли и чаяния которого так удачно воплотил в своей музыке и песнях лидер группы.

Кстати, именно в сентябре 86-го Виктор Цой устроился работать кочегаром в знаменитую "Камчатку". Не знать о существовании этой легендарной кочегарки - это не знать историю российского рока. "Камчатка" наверняка самая "звёздная" кочегарка в мире.

Уволился из неё Цой в феврале 1988-го. Кроме него, среди кочегаров числились Александр Башлачёв и Святослав Задерий (основатель "Алисы"). Здесь бывали Олег Гаркуша, Сергей Курёхин, Митя Шагин. На "Камчатке" состоялась помолвка Джоаны Стингрей и Юрия Каспаряна (гитариста "Кино").

Когда Цой умер, "Камчатку" чуть не разнесли по кусочкам в прямом смысле слова. Одержимые фанатки дневали и ночевали. Наиболее экзальтированные девушки бросались грудью на кучи угля. И этому поведению было объяснение, поскольку в ту пору, когда Цой появился на сцене, тинэйджерам, живущим во второй половине 80-х, казалось, что цивилизация рушится. Казалось, что безысходность и тоска заполнили всё вокруг. А душа требовала выхода, требовала простых и ясных решений, просто какого-то действия, наконец. И в песнях Цоя им чудилась новая религия - он заклинал, шаманил, призывал скинуть старую кожу и уйти. "Улицы ждут отпечатков наших ног", "Закрой за мной дверь, я ухожу", и даже "Уходи. Оставь телефон и иди..." Молодые не знали, куда и зачем им идти - просто чувствовали необходимость подобных слов. Потом они и разошлись в разные стороны - в бизнес, в быт... А тогда им, детям урбанизированных мегаполисов, просто хотелось романтики, и именно городской романтики. Тинэйджерам был нужен новый идол. И они его получили.

Группа Цоя набирала силу. Были удачные выступления, успешные гастроли за рубежом. В 1986 году Цой пробует себя как киноартист, снявшись в фильмах "Конец каникул", "Рок", "Ях-ха", "Асса". Весной 87-го "Кино" получает приз питерского рок-клуба "За творческое совершенствование". К этому времени к советской молодёжи докатилась пресловутая "Красная волна" - диск, выпущенный в США, на котором было представлено творчество лучших российских рок-групп, в том числе и "Кино". А сама группа записывает альбом "Группа крови", ставший впоследствии культовым среди молодёжи и подтвердивший, что Цой и его "Кино" дают серьёзный повод для разговора об их творческом росте. Композиции отличались от прежних философской обобщённостью и завершённостью образов. Демонстрировали уже не героя подворотен, а человека со сложившимся взглядом на мир. Взгляд этот был интересен. Благодаря раскрутке песен из "Группы крови" в неглубоких, но героических кинолентах, эта работа в течение двух лет становилась "Альбомом года" во многих хит-парадах.

Определённо этот диск получился одним из самых танцевальных альбомов того времени, на что критики первоначально не обратили внимания ввиду явного нетанцевального формата и содержания песен. Но впоследствии всё стало на свои места и специально для идентификации "размытого" стиля был изобретён термин "мужественный попс". "Кино" оказалось первой советской рок-командой, поднятой на щит большого шоу-бизнеса. В стране началась "киномания".

Цой продолжает актёрскую карьеру и снимается в главной роли в фильме "Игла", музыку к которому также пишет он. После выхода фильма на широкий экран Цой, по опросам зрителей, становится лучшим исполнителем 1989 года. Дело, конечно, заключалось не в мастерстве Цоя-артиста, да и вряд ли было тогда у него это мастерство. Зрительскую аудиторию покорил мифический образ героя и... лицо. Красивое, с пикантной монголоидностью лицо, такое безмятежное и так мало похоже на его сценический образ. Он и не он! Два человека в одном, как знаменитые персонажи Стивенсона мистер Хайт и мистер Джекил, иллюстрирующие идею раздвоения личности: одна - ангел, другая - дьявол. На экране он ничего особенного не создавал, не пытался влезать в чужую шкуру. Он вёл себя так, как хотел и как вёл бы себя в таких же ситуациях.

Разумеется, в виде "дьявола" Цой выступал на сцене. Одержимость присуща исполнителям рока. Но сила, ощущаемая не так в музыке, как в исполнении и в самом облике Цоя, была, как казалось, эстрадного свойства, а скорее нечто настоящее - сила внутренней убеждённости. Не хочется думать, что это была только манера - его аффектированная сдержанность, жестокость, если не суровость. Не хотелось бы приписывать только его природным данным, называя "своеобразной техникой" его странное вокализирование - как бы приглушенное, как бы затруднённое, придушенное, он словно выдыхал спрессованный воздух.

Виктор Цой - представитель, а может быть, один из создателей "социального рока" - явления сугубо "нашего", сугубо перестроечного. Такие музыканты не просто выступают, священнодействуют, но и проповедуют взгляды на жизнь, представительствуют перед всеми от имени поколения. В текстах песен Цоя "я" нет, только "мы". И это "мы", вызывало в памяти "мы" блоковское: "Да, с...
Все книги в полном варианте доступны в удобной оболочке Metromir


Посмотреть список произведений автора Бородин Сергей



Скачать оболочку для ВСЕХ книг из библиотеки Metromir

Стартовая Поиск Добавить книгу Контакты Добавить сайт в избранное Установить стартовой страницей Сегодня 21.11.2018 Wednesday   
php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: hostname nor servname provided, or not known (0)